Гончарная печь


Описание изготовления электрической печи для обжига керамики объёмом 13 литров. Печь предназначена для обжига мелких изделий и для обжига пробников глин, глазури, прокалки оксидов и тд. Такая печь займёт своё место в любой керамической мастерской.

Итак поехали… свариваем раму
Свариваем основание с профильной трубы 20×40мм. Зачищаем его.

основание покраска
Красим его молотковой эмалью (на самом деле красить можно чем угодно)

основание
Прикручиваем саморезами основание из оцинковки 1мм.

На этом с рамой работа пока закончена (она сохнет). Займемся кирпичом. Кирпич использован самодельный, статья про изготовление самодельного кирпича.


стусло для кирпича
Кирпич опиливаем в стусле, форма которого повторяет будущий кирпич.

подгонка рядов
Опиливаем кирпич и собираем порядно на столе для подгонки.

собирам насухую
Собираем камеру насухую, чтобы увидеть возможные неточности и устранить.

пазы под нагреватель
Так выглядят пазы под нагреватель.

На этом работу по обточке кирпича заканчиваем и приступаем к сборке печи.

раствор для кладки печи
Готовим раствор для кладки печи. Состав 50% глина вкс-1 (глина из которой сделан сам кирпич) 50% шамотная крошка, которая получилась в результате притирки кирпича. 10г обойного клея «эмкол» для того чтобы раствор дольше оставался подвижным в процессе кладки. Никакого мертеля.

дно печи
Набираем дно печи.(как не хотелось но кирпич надо мочить)


основание с изоляцией
Достаем нашу раму с просушки и укладываем на нее Ceramblanket 128 толщиной 25мм.

дно на раме
Осторожно укладываем наше собранное дно на раму поверх теплоизоляции. Важный момент — перед укладкой дна теплоизоляцию надо намочить. Что это даст — теплоизоляция перестанет пружинить и уплотнится(без этого сборка камеры нагрева будет затруднительной).

Укладка кирпича
Укладываем кирпич и сразу не оставляя на потом промазываем все стыки и щели раствором, так как потом вы можете просто не долезть, что бы это сделать.

готовая камера нагрева
Основная камера готова.

крышка для печи
Набираем из кирпича крышку и выравниваем ее поверхность (для этого подойдет большой круг — просто кладем его сверху и круговыми движениями выравниваем поверхность)

стяжка
Стяжка крышки осуществляется вот такими приспособлениями сделанными из сальных хомутов.


спираль
Навиваем спираль формуем ее на оправке.

готовые спирали
В данной печи спираль состоит из 3 частей.

теплоизоляция печи
Кирпич наш высох (это обязательно). Закрепляем поверх теплоизоляцию (опять же ceramblanket 128).

корпус печи
Вот дошла очередь и до корпуса, который изготовлен из оцинковки 0.5 мм (размечен, вырезан и согнут на коленке :-))

Укладка нагревателей
Укладываем наши нагреватели.

вид нагревателей
Получается как то так. И если вас пугает мрачный вид печи до обжига …

после обжига
То вот тоже самое только после обжига. 🙂

вид готовой печи
Прикручиваем ручку на крышку, ставим навесы (самодельные опять же), ставим термопару и терморегулятор и у вас готовая печь.

образцы глазури
Вот такие няшные она печет глазури.

Параметры собранной печи:


  1. объём рабочей камеры — 13 литров
  2. потребляемая мощность — 1.5 кВт
  3. Максимальная температура — 1150 градусов (надо сказать что просто больше я не грел)
  4. время разогрева до 1000 градусов — 1.5 часа (пустая)
  5. температура на поверхности печи — 100 градусов (вполне приемлимо)

Итого: собрать печь, не уступающую заводским вполне возможно. А если не боитесь работы то даже нужно. В моем случае даже легковесы были изготовлены самостоятельно, то есть совершенно все было сделано своими руками(но такое глубокое погружение необязательно).

pottery.su

История гончарного дела[править | править код]

Сперва гончарное производство было ремеслом, служившим для приготовления сосудов для пищи или для сохранения жидких и сыпучих тел; но со временем развивалось и обогащалось новыми предметами выделки, а именно огнеупорным кирпичом, каменной посудой, черепицей, изразцами, дренажными трубами, архитектурными украшениями и подобными изделиями.

В связи с тем, что в процессе развития общества некоторые глиняные изделия научились специально отделывать и украшать, из области ремесла их производство переместилось в сферу искусства — керамики. Производство глиняных горшков было известно в древности, когда люди познакомились со свойствами глины, очень распространённого на нашей планете материала.


В Ветхом Завете в нескольких местах[уточнить] упоминается о гончарах и их изделиях. Самые древние глиняные сосуды доисторической эпохи выделывались от руки и были неправильной формы. Позднее встречаются сосуды правильной круглой формы, возможной только при употреблении гончарного круга. Точное время его изобретения неизвестно, однако у Иеремии (18, 3) написано: «вступил в дом гончара, а он работал на кругу».

Из народов Азии китайцы за 2000 лет до нашей эры выделывали не только глиняную посуду, но и фарфор, а это уже ясно указывает, что начало гончарного производства в Китае было гораздо ранее этого времени.

В изделиях гончарного производства каждого народа можно до некоторой степени видеть уровень его промышленного развития. Например, народы некоторых племён Центральной Африки ещё в начале XX века изготовляли горшки от руки, суша их на солнце, затем обкладывая их внутри и снаружи соломой и осуществляя обжиг, поджигая солому.

Гончарное производство до VIII века находилось в Европе в упадке, толчок его развития дали мавры Испании, тогда же появляются изделия, покрытые глазурью. Изготовлялись глазурные плиты, служащие для облицовки стен, и такие же плиты синего или бурого цвета для выстилки полов, встречающихся в Гранаде, Альгамбре, Алькасаре и так далее.


Расцвет гончарного дела приходится между XIII и XV столетиями, в это же время получает большое развитие гончарное производство в Италии, особенно после изобретения там майолики. Особенно известен был скульптор Лука делла Роббиа, произведения которого считаются[кем?] гордостью Флоренции. Масса, из которой он делал свои произведения, называемая terra invetriola, состоит из очищенной гончарной глины, смешанной с песком и мергелем, известь которого увеличивала способность плавления и сплотнения. Глазурь содержала окиси олова, подкрашивалась в синий цвет кобальтом, зелёный — медью, фиолетовый — марганцем. Все его изделия подвергались двойному обжигу: перед глазурованием и после.

Тосканские фабрики, узнав секрет оловянной глазури, дали начало новой отрасли гончарного производства, выделке фаянса. Фаянсовые изделия сначала обжигались слабым огнём, потом покрывались белой поливой, на ней делались живописные рисунки, и изделия подвергались вторично обжигу, но уже очень сильному. Из майолики выделывались не только архитектурные украшения, но и разного рода домашняя утварь, вазы, статуэтки.

Во Франции гончарное производство начало развиваться после упадка его в Италии. Екатерина Медичи покровительствовала развитию этого производства во Франции. Бернар Палисси изобрёл печь для обжига эмалированной глиняной посуды, ни в чём не уступающей итальянской, с отделкой расписными барельефами голубого, жёлтого, серого и фиолетового цветов. Специальностью его была плоская посуда с изображениями растений, раковин, насекомых, рыб. Также прославились мастера Кустод, Яков де Санлис и другие.


В Голландии и Германии гончарное производство ограничивалось архитектурными украшениями; работами в смешанном готическо-итальянском стиле прославились гончары из Нюрнберга. Немецкие и фламандские гончарные изделия XVI и XVII века, известные под названием «gris», пользовались популярностью, но уступали итальянским и французским изделиям.

Гончарное производство в Англии в средние века было очень мало развито, но в конце XIX века достигло высшей степени своего развития. Во время царствования Елизаветы фламандские гончары, изгнанные по религиозным причинам из страны, дают начало гончарному производству Англии. В начале XVIII столетия совершенствуется выделка изделий; вершиной эпохой является время появления фирмы Веджвуд. Её основатель, Джозайя Уэджвуд в 1730 году изобрёл способ подражания яшме, базальту и усовершенствовал каменные и фаянсовые изделия.

В средние века, когда глиняная посуда была заменена оловянной, серебряной или золотой, гончарное производство ограничивалось выделкой простой посуды для беднейшего класса населения. К этому времени относится начало выделки изразцов. В церковной архитектуре гончарные глазурованные изделия начали появляться в это время в виде кувшинов, вмурованных в стены. Они служили для улучшения звука во время богослужения. Такими кувшинами украшены стены во многих церквах Новгорода, в церквях времён Романовых и даже раньше, например, в церкви Грузинской Божьей Матери в Москве, в архиерейском соборе в Нижнем Новгороде. В XV веке уже в Пскове и Москве изготовляли архитектурные украшения из терракоты и изразцы.


С конца XVIII века, когда распространились знания о саксонском фарфоре, на славянских территориях стали появляться фабрики, производившие аналогичные изделия.

Разновидности керамических изделий[править | править код]

Основное различие между разновидностями керамики — состав массы, из которой они изготовляются, и вид глазури. Все изделия керамики делятся на две группы: плотные и пористые.

Плотными называются такие, которые от действия высокой температуры при обжиге сплавились или слились в однородную твёрдую массу; в изломе они похожи на стекло, полупрозрачны, не впитывают в себя воду и при ударе о сталь дают искры. Примером плотных гончарных изделий является фарфор.

Пористые, напротив, в изломе пористы; легко ломаются; пропускают сквозь себя воду, если глазурь удалена. Изделие этого типа — фаянс. Между теми и другими есть переходные. Оба вида гончарных изделий могут быть покрыты глазурью.

Плотные[править | править код]

К плотным гончарным изделиям принадлежат:

  • Твёрдый фарфор. Его масса почти сплавлена, мелкозернистая, полупрозрачная, упругая, однородная, твёрдая, не поддающаяся действию ножа. Он содержит каолин, или фарфоровую глину, полевой шпат, мел и кварц. Глазурь состоит из того же полевого шпата с гипсом, как и сама масса; окислы олова и свинца никогда не вводятся в состав фарфоровой глазури. Фарфор подвергается двойному обжигу: слабому до покрытия глазурью и очень сильному после.

  • Мягкий фарфор. Французский фарфор содержит почти стекловатую массу с прозрачной свинцовой глазурью; масса английского фарфора состоит из каолина, кремнезёма, гипса и пережжённой кости. Глазурь состоит из мела, кремнезёма, буры и окиси свинца, легче плавится, чем сама фарфоровая масса, а потому первый обжиг, наоборот, должен быть более сильный, чем вторичный.
  • Бисквит, то есть твёрдый, неглазурированный фарфор с обычной фарфоровой массой.
  • Париян имеет состав массы, похожий на английский, трудноплавкий, желтоватого цвета, без глазури.
  • Kappapa — средний между парияном и каменными изделиями, слабопрозрачный, белого цвета.
  • Каменные изделия состоят из плотной мелкозернистой массы, белой или окрашенной, издающей звук и по краям излома просвечивающей; они бывают ординарными и нежными (Д. Веджвуд).

Масса ординарных изделий состоит из окрашенной огнеупорной глины, песка и шамотной массы; иногда бывает без глазури; обычно покрыта очень тонким слоем, образующемся от осаждения брошенной во время обжига поваренной соли. Масса нежных изделий состоит из огнеупорной глины, кварца и гипса, иногда подкрашенная и покрытая свинцовой или борной глазурью.

Пористые[править | править код]

К пористым керамическим изделиям относятся:


  • Фаянс нежный — смесь огнеупорной глины с кремнезёмом; покрывается прозрачной глазурью, её масса непрозрачная, незвонкая.
  • Фаянс обыкновенный, называемый иногда майоликой, имеет красновато-жёлтую массу; после обжига глины с добавлением глинистого мергеля покрывается непрозрачной оловянной глазурью.
  • Терракота, или обожженная искусственная каменная масса, состоящая из очищенной глины и перетёртых осколков готовых изделий, без глазури. Употребляется для выделки ваз, архитектурных украшений и прочего.
  • Изделия гончарные обыкновенные, масса изготавливается из глины и глинистого мергеля с непрозрачной свинцовой глазурью.
  • Изделия из обыкновенной и огнепостоянной глины: кирпич, черепица, дренажные трубы и пр.

Материалы гончарного производства[править | править код]

Выделка кирпича, фарфора и фаянса состоит из следующих работ: составления глиняной массы, её формования, просушки, обжигания и покрытия глазурью. Основным материалом для выделки гончарных изделий служит глина. Предпочтительно пользоваться «горшечной» глиной, обладающей должной вязкостью и таким температурным сопротивлением, которое отвечает назначению изделий. Хотя глина и обладает высокой степенью пластичности, в неё всегда добавляют другие материалы из-за быстрого и неравномерного сжатия при обжиге. Для самых простых изделий употребляются песок, зола, древесные опилки; для лучшего рода продуктов — шамот, то есть порошок от измельченных гончарных изделий или слабо обожжённой заранее глины. Хотя приготовленная из таких веществ масса очень удобна для выделки, сушки и обжига, но, так как она после обжига остается пористой и с трудом принимает глазурь, то к массе добавляют какое-либо вещество, делающее состав легкоплавким и твёрдым, не принимающим воду и хорошо покрываемым глазурью. Глина, употребляемая для выделки обыкновенных гончарных изделий, очень часто заключает в своем составе окислы железа, известь, щёлочи, гипс и подобные примеси, которые, могут иметь положительный эффект на спекаемость массы и прочность изделий; тем не менее, необходимо, чтобы смесь была однородна и не содержала крупных зёрен и частиц. Такая чистая глина редко встречается в природе, и её надо первоначально очистить и тогда уже смешать с другими веществами.

Для выделки обыкновенных гончарных изделий добытая глина оставляется на один или два года на воздухе или в воде[источник не указан 2085 дней], после чего мнётся в деревянных ящиках, а на фабриках — машинами, чем очищается от находящихся в ней камней. Вынутая из ящиков глина складывается в кучи, которые проволокой или ножами режутся на тонкие пластинки, ещё раз очищается от видимых примесей и снова складывается в ящики, в которых переминается вторично. Для высшего сорта изделий, особенно бесцветных, масса должна состоять из составных частей, особо хорошо и отдельно очищенных и затем перемешанных. Главное условие доброкачественности массы — это её однородность. Для очистки глина разбивается на мелкие кусочки, которые обливаются водою и после суточного лежания сбрасываются в месильные машины. При вращении ножи машины разрезают куски глины, причём проходящая через камеру с глиной струя воды мелкие уносит с собой мелкие частицы в особый бассейн, а крупные остаются на дне ящика. В бассейне осаждаются грубые частицы глины, и затем жидкость пропускается во второй бассейн, где она окончательно отстаивается. Тёплая вода лучше разъединяет и скорее отмучивает глину, чем холодная.

Пропорция составных частей массы определяется в каждом случае и при определённых задачах производства опытом. Перемешивание веществ производится либо насухую, ножами, либо с помощью воды. Полученная таким образом масса ещё не вполне однородна и заключает в себе много воздушных пузырьков, для избавления от которых массу утрамбовывают ногами или специализированными машинами.

Формовка изделий[править | править код]

Огнеупорные кирпичи больших размеров делаются в формах или рамах, подобно обыкновенному кирпичу, на досках, которые ставятся одна на другую правильными рядами, опираясь на поддерживающие их обыкновенные кирпичи.

Перед формовкой шликер загружается в одну из ёмкостей. Форму предварительно отчищают от остатков шликера после предыдущей формовки, обрабатывают шликерной водой и просушивают. Затем шликер заливают в просушенные формы, чаще рассчитаные на несколько заливок. При формовании используется наливной способ. Форма впитывает в себя часть воды, и объём шликера уменьшается. Для поддержания требуемого объёма в форму по мере надобности доливают шликер. После затвердевания изделия просушиваются, производится первичная отбраковка изделий (трещины, деформации). После нанесения глазури изделие отправляется на обжиг в печь.

Плавильные тигли должны быть одного размера, поэтому для их производства также используется формовка. В XIX веке тигли для плавления стали приготовляются прессованием: отполированную чугунную форму набивают глиной, а потом вбивают в середину деревянный сердечник, соответствующий внутреннему виду тигля для уплотнения массы.

Обжиг[править | править код]

В узком смысле слово керамика (др.-греч. κέραμος — глина) обозначает глину, прошедшую обжиг. Таким образом, под керамикой понимают изделия из неорганических материалов (чаще глины) и их смесей с минеральными добавками, изготавливаемые под воздействием высокой температуры с последующим охлаждением[1].

Обжиг изделий из керамических материалов может быть осуществлён различными методами, однако наиболее традиционный способ — обжиг в печи.

В процессе обжига происходят необратимые изменения в заранее отформованных и покрытых глазурью изделиях — только после обжига исходный материал становится керамикой. Под действием высокой температуры в шликере происходит спекание или сплавление более крупных частиц в местах их соприкосновения (контакта) друг с другом. В случае производства фарфора, где применяются материалы с различными физическими, химическими, минералогическими свойствами компонентов и более высокие температуры обжига, плавится только часть компонентов.

Во всех случаях материалы, используемые для изготовления объектов обжига и режим термообработки должны соответствовать технологии производства. В качестве приблизительного ориентира, обычно, используют следующие температурные диапазоны:

  • обжиг изделий из глины приблизительно от 1000 °C (1830 °F) до 1200 °C (2190 °F);
  • для керамических изделий приблизительно от 1100 °C (2010 °F) до 1300 °C (2370 °F);
  • для изделий из фарфора приблизительно 1200 °С (2190 °F) до 1400 °С (2550 °F).

Величина максимальной температуры и длительность процесса обжига оказывают влияние на качественные характеристики полученной керамики. Максимальную температуру в печи зачастую поддерживали постоянной в течение определённого периода времени, с целью придания конечной продукции «производственной зрелости», которая необходима материалу, составляющему основу изделия.

Кроме того, на внешний вид готового изделия может влиять состав атмосферы в печи во время обжига. Окислительные свойства атмосфере внутри печи придают путём введения (нагнетания) воздуха в печь. Таким образом, в процессе обжига можно вызвать окисление глины и глазури. И наоборот: восстановительные свойства атмосферы внутри печи воспроизводят посредством ограничения притока воздуха в печь. Таким способом возможно удалить кислород с поверхности глины и глазури. В результате можно регулировать свойства атмосферы внутри печи с целью оказать влияние на внешний вид изделия и для получения сложных эффектов в глазури. Например, некоторые содержащие железо глазури под действием окислительных свойств атмосферы обжига приобретают коричневый, а под действием восстановительных свойств — зелёный цвет.

Печи для обжига могут быть нагреты при сжигании древесины, угля и газа или электричества. При использовании в качестве топлива угля и древесины в печи образуется много дыма, сажи и пепла, которые могут испортить внешний вид незащищённых изделий. По этой причине в печи, использующие в качестве топлива дрова или уголь, часто помещают специальный садок с крышкой, чтобы защитить от загрязнения керамические изделия внутри коробки. Современные печи, использующие в качестве источника тепла газ или электроэнергию, намного чище, и их состояние легче контролировать, чем старые дровяные или угольные печи.

В западной технологии имитации традиционных японских предметов из обожжёной глины, изделия удаляются из печи в горячем состоянии и помещаются в пепел, бумагу или щепу, которая придаёт им характерный карбонизированный внешний вид. Этот метод также используется в Малайзии при создании традиционных Labu sayung[2][3].

Нанесение глазури[править | править код]

Некоторые изделия гончарного производства не покрываются глазурью, например огнеупорные кирпичи, черепица, горшки, терракота. Глазурование делается для того, чтобы глиняные изделия не напитывались жидкостью, которая в них содержится, или падающей, или же окружающей их влагой. (Этой же цели служит также молочение (молочный обжиг) — один из древних способов обработки керамики для придания ей водонепроницаемости и красивого вида).

Дешевые гончарные изделия покрываются глазурью в сыром виде и обжигаются одновременно. Действие это называется муравлением; оно состоит в том, что во время обжигания в печь бросают соль, которая, превращаясь в пары, садится на изделия, и там, где она сядет, глина с составными своими частями и солью образует легкоплавкое соединение, род стекла, называемого муравой.

Второй способ покрытия глазурью состоит в том, что состав глазури толкут в мелкий порошок, просеивают и посыпают им изделия, обыкновенно грубой выделки, например необожженные трубы, черепицу, горшки и пр. До посыпки изделия обмазывают мучным клейстером, а потом обжигают.

Третий способ состоит в обливании глазурью, разведенной до густоты сливок. Этим способом покрываются твёрдые изделия, мало всасывающие в себя воду, например английский фарфор и некоторые сорта фаянса. Способ обливания дает возможность внутреннюю глазурь делать отличной от наружной.

Четвёртый способ заключается в погружении фарфоровых и фаянсовых изделий в глазурную массу. Все изделия этого рода первоначально слабо обжигаются, не теряя способности впитывать в себя воду. Глазурь, растёртая в мельчайший порошок, с водою образует молоко, в котором погруженные изделия впитывают в себя воду, твердые же частицы осаждаются на поверхность, приставая к ней очень сильно. На глазури иногда делают рисунки, в этом случае обжиг осуществляется в муфеле.

Галерея[править | править код]

См. также[править | править код]

  • Вазопись
  • Санкай
  • Исинская глина
  • Музей Гардинера — полностью посвящён керамике
  • Обварная керамика
  • Остракон
  • Ситаллы

Литература[править | править код]

  • Баталин Б.С. Про керамику // Сделай сам : альманах. — М.: Огонёк, 2003. — Январь-февраль, март-апрель (№ 1, 2). — С. 3—18, 3—20.
  • Труды VI Международного конгресса славянской археологии. Том 4 — М.: Эдиториал УРСС, 1998
  • Гончарное производство // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

ru.wikipedia.org

Обжиг — не только технологический процесс, но и могущественное художественное средство. Управляя огнем, гончар может добиться возникновения фактур, тончайших градаций цвета черепка . Поэтому, несмотря на высокие достижения современной индустрии печей, многие гончары предпочитают работу с живым огнем, изучают примитивные обжиги — полевые печи, земляные, капсюльные и многое другое.
Раньше изделия в горне обжигались один раз. После обжига, чтобы они не пропускали воду, их смазывали салом и прожигали в русской печи. Объем горнов был разным: от 0,1 до 500 м3. Для фаянса, фарфора строили двухэтажные горны с использованием тепла отходящих газов.
Самый древний и самый простой горн — это так называемый напольный. Думаем под силу он и Вам. Горн представляет собой яму, в которую укладываются высушенные гончарные изделия, их укрывают предохранительным слоем, например отходами изделий после обжига и топливом — соломой, дровами, затем торфом или даже углем. Всё это снизу поджигается. После того как топливо сгорит и печь охладится, все разбирается и садка сортируется. Гончарная печь

На Руси гончары обжигали свои изделия либо в печи, либо в горне. Летом в мастерской было слишком жарко работать, если обжигать в печи; к тому же горн безопаснее в смысле пожара. Но устройство его не освобождало горшечника от необходимости иметь печь, которая требовалась для сушки изделий.
Гончарную печь обычно кладут в два кирпича, чтобы она не так сильно раскалялась снаружи; она имеет вид обычной русской печи, топящейся по-черному — без трубы. Но у нее есть и некоторые отличия. По бокам чела, немного выше его, устраиваются две отдушины для выхода дыма; под устанавливается вдоль печи в два ряда кирпичами, положенными на ребро, что образовывает как бы три желобка на поду, выходящие своими отверстиями на шесток. Для обжига на эти кирпичи кладуться поперек штук 15 полуторааршинных полен, а на них уже ставится предназначенная для обжига посуда. Гончар должен затопить печь, всовывая в желобки тонкие высушенные поленца. От них загораются поперечные плахи, посуда раскаляется и через несколько часов уже имеет вид прозрачного раскаленного добела железа. Топка обычно длится часа четыре-пять, и все это время гончар должен регулярно подкладывал новые поленца и каждый раз закрывать кирпичами отверстия желобков, играющих роль поддувал.

После обжига как в горне, так и в печи посуда остывает 12-14 часов. Вынимают посуду руками или палкой-рычажком, если изделия еще горячие. Вынутая посуда сразу накладывается на воз и тщательно перекладывается сеном.
Теоретически в зависимости от среды, в которой происходит обжиг, его разделяют на окислительный и восстановительный. Окислительный — это обычный обжиг, когда получается обычная красная или белая (в зависимости от свойств глины) посуда. При восстановительном обжиге, при температуре 900С, замазываются все топочные устья и изделия томятся без доступа кислорода, керамика становится аспидной, черной. Такую керамику раньше именовали томленой, задымленной, чернолощеной, а изделия из такой керамики в простонародье назывались синюшками.
Гончарная печь На сегодняшний день на рынке появилось много разных моделей печей. Поэтому, если позволяют средства, самым простым вариантом будет приобрести готовую печь. Печи отличаются моделями и размерами — от очень маленьких до громадных. Конечно же, если Вы не планируете наладить большое производство, большая печка Вам не нужна. К тому же, если Вам необходимо обжечь несколько небольших изделий, а печь большая, будет тратиться слишком много энергии.

Печи бывают электрические, газовые и дровяные. Электрические печи наиболее чистые экологически, поэтому они лучше всего подходят для городских условий. Дешевле Вам обойдется печь с вертикальной загрузкой (изделия в нее закладываются сверху). Они более компактные и лучше всего подходят для начинающих. Электропечи с фронтальной загрузкой служат дольше, но они значительно дороже и более сложны в эксплуатации. Преимущество маленькой печи еще и в том, что для нее, как правило, не требуется отдельный энергодатчик, они могут подключаться к общему энергоснабжению. Лучше всего покупать новую печь. Старые модели обычно более громоздкие и потребляют больше энергии. Но если это Вам не по средствам, а лепить из глины очень хочется, можно искать другие варианты.

 

 

В написании статьи использовались следующие интернет ресурсы:

— www.forum.anastasia.ru

— www.isovet.ru

www.domotvetov.ru

Гончарная печь«Гончар», «горшок» и прочие родные слова имеют один корень – «горн», что означает «примитивная печь». Каждый мастер – повелитель стихии огня – придерживался одного правила – сооружается гончарная печь своими руками под себя. Издревле гончары обжигали свои творения в открытых печах, земляных или же полевых. Горны предполагали работу на открытом воздухе, что было необходимостью в жаркие летние периоды, так как в помещении невозможно было находиться. Другим положительным моментом горна является его безопасность, показатель которой намного выше, нежели у печного аналога. При этом уход за ним практически не требуется.
Конструкция печи для самостоятельного возведения в прошлых столетиях не представляла особых трудностей. Главным принципом служило правило – 2 кирпича, что не давало камере раскалиться. Внешне печь напоминала русскую, однако имелись и существенные отличия, к примеру, в боковой плоскости она имела два проема, служивших отдушиной. «Под» был кирпичным и собирался в два ряда, которые, тем самым, образовывали, выходящие на шесток, 3 желоба.
Полноценный обжиг достигался посредством, выложенных 15 полуторааршинных поленьев. На них устанавливалась посуда, причем вместимость той печи составляла около 200 среднеразмерных приборов. После установки предметов, печь растапливалась и накаляла посуду, которая спустя пару часов напоминала раскаленное железо. Среднее время горения составляло около 4 часов, в течение которых дрова полностью прогорали. Ни один гончар не осуществлял обжига без припасенной воды, так как опасность воспламенения была очень высока.
Гончарный горн отличался безопасностью, сегодня таким безопасным оборудованием может считаться отопительно-варочная печь камин Охта. Его основным местоположением была улица, причем место выбиралось недалеко от реки не ближе, чем в 100 шагах от места проживания. Этот вариант представлял собой суженную к верху яму, дно которой выкладывалось кирпичом.
Обязательными были и проемы в поду, под ними проходили так называемые теплопроводы, ведущие к топке. Сама же топка располагалась сбоку ямы, при этом отверстие в ней смотрело на специально оборудованную площадку. Посуда для обжига устанавливалась на дне ямы к верху отверстием. Обжиг длился около 8 часов, в течение которых мастер неустанно следил за сгораемыми паленьями и в случае необходимости, подкладывал новые. Чаще всего обжигаемая посуда обкладывалась для надежности глиняными черепками.

Устройство печи
Заключительным этапом создания керамического изделия является его обжиг. В этом случае незаменимыми устройствами служат гончарные печи. Прежде чем начать сооружение собственной, или осуществить покупку уже готовой, необходимо разобраться в конструкции этого изобретения. Оно имеет очень простую структуру:
— Теплоизолированную камеру для обжига из огнеупорного материала
— Газовую горелку, или же, нагревательное устройство
— Загрузочно-разгрузочное устройство
— Регулирующие устройства

Серьезный подход к выбору оборудования обеспечит производство качественной продукции. Причем важна не только конструкция, но и сопутствующие материалы, будь то смесь для каминов и печей, растворы и прочие средства. Все современное печное оборудование оснащено программной системой, благодаря которой печь для обогрева или же для обжига имеет удобное управление. С помощью этой системы, выполнение работ может регулироваться десятками специально установленных режимов, при которых возможно осуществлять обжиг самых разных материалов и предметов.
Сегодня производство кирпича и прочих материалов на глиняной основе – дело очень прибыльное. Крупные предприятия используют широкоформатные промышленные варианты печей, выполненных в самых разных размерах и формах.
Разумеется, для собственного производства, как нельзя, кстати, подойдет малогабаритная печь. Многие предприятия сегодня занимаются изготовлением устройств на заказ по желанию потребителя. Причем данный вариант покупки оборудования самый оптимальный, поскольку печь будет выполнена под определенную работу.
Сейчас широкой популярностью обладают электрические печи. Они имеют специальную сварную камеру, выполненную из профилей металлических. Не стоит говорить о том, что она обладает высокой теплоизоляцией, поскольку здесь имеют место быть огнеупорный кирпич и различные волокнистые материалы. Для таких печей характерны небольшие габариты. Часто такую конструкцию принимают за печь декоративную, однако, это не так. Ее небольшие размеры связаны с меньшей толщиной футеровки. Оборудование оснащено поворотной дверью и нагревательными спиралями высокого уровня. Такой подход исключает возможность деформации обжигаемых изделий. Техника оснащена программной системой и микропроцессорным температурным регулятором.

Процесс сооружения своими руками

Следуя гончарным традициям, мастера продолжают собственноручно изготавливать печи для обжига. Так, Купольная печь своими руками нередко встречается на территории мастерских и прочие другие варианты. В первую очередь, необходимо подготовить корпус будущего устройства. В его качестве может выступить даже стиральная машинка, будет лучше сказать, ее корпус. Также можно сделать корпус самостоятельно из листа оцинковки. В этом случае следует придерживаться следующих размеров: ширина – 50 см, длина – 50 см, высота – чуть меньше 100 см.
Далее необходимо укрепить дно коробки при помощи уголка или же труб, которые привариваются по периметру основания и через центр. Этими же трубами рекомендуется сделать ножки. Помимо этого, не помешает укрепить и ребро с петлями для дверцы и непосредственно саму дверцу.
Дно и стенки покрываются 10 мм толщиной базальтовой ваты, для ее сохранности необходимо выложить несколько отрезков квадратной трубы и закрыть все металлическим листом. Не стоит пугаться, что внешне гончарная печь не напоминает красавицу печь камин Дуэт, ведь у них совершенно разные функции. В качестве огнеупоров могут выступать волокнистые плиты и шамотный кирпич. Герметик для каминов и печей в случае с шамотным кирпичом будет представлен специальной смесью.
В качестве кладки выступают плотно пристыкованные кирпичи, они могут быть подрезаны до необходимого размера. В первую очередь выкладывается дно корпуса, огнеупорная смесь разводится водой, при этом для наружного слоя добавляется еще и цемент. Кирпичи необходимо вымочить в воде, прежде чем начать кладку. Далее кладка перекидывается на стенки и потолок. Переходя к верху необходимо середину оснастить блоками, выложенными в трапециевидной форме. Не стоит забывать о том, что дверца должна быть также выложена кирпичом. После этого дверца приваривается, подогнанная под размер.
Далее следует трудоемкий процесс проведения электронагревательных спиралей. Формируются канавки под спирали по всему периметру, при этом глубина канавок должна соответствовать диаметру проволоки. Здесь может быть выбрана нихромовая проволока или готовые спирали из нее. Ни в коем случае не допускайте соприкосновения витков спиралей.
После укладки спиралей, ее концы необходимо вывести наверх, после чего установить керамическую пластину от электроплитки и закрепить концы болтами. Далее устанавливается переключатель спиралей с двумя контактами с одной стороны и тремя – с другой, и подсоединяются провода. Гончарная печь готова, ее необходимо просушить и выложить кафель для печей и каминов. Важно помнить, что эта печь опасна, и с ней надо быть всегда настороже.

По материалам OTOPIMDOM.RU

gonchar.biz

Типы печей

Печи для гончарных целей различают, в первую очередь, в зависимости от температуры нагрева:

  • мощные – нагрев до 2 тыс. градусов;
  • среднемощные – нагрев до 1 400 градусов;
  • слабомощные – нагрев в диапазоне 500-900 градусов;
  • немощные печи – нагреваются до 500 градусов.

Гончарные агрегаты для обжига также различаются в зависимости от используемого топлива, в качестве которого выступают газ или дрова. Также такие печи могут работать на электричестве. В магазинах представлены только электрические и газовые гончарные очаги, дровяные варианты обычно делаются дома своими руками.

Мощность оборудования выбирается в зависимости от необходимого температурного режима и объема гончарного очага. В среднем, мощность учитывается из расчета потребления 100 Вт. на один литр агрегата для печей объемом до 50 литров. Расход мощности для оборудования объемом до 500 литров рассчитывается как 0,5-0,7 кВт. на один литр.

В зависимости от типа конфигурации, существует:

  • колпаковая печь;
  • трубчатая печь (загрузка вертикальная);
  • камерная печь (загрузка горизонтальная).

Каждый гончарный очаг имеет свои преимущества, которыми обуславливается его использование в тех или иных условиях. Например, для серийного обжига глины следует выбирать колпаковые или камерные очаги. Они также являются оптимальным вариантом для работы с крупногабаритными изделиями, благодаря удобству загрузки.

Печь круглой конфигурации (трубчатая) отличается равномерной теплопроводностью, благодаря чему происходит равномерное распределение жара внутри очага.

Для новичков, познающих азы обжига глины, рекомендуется приобретать агрегаты, оснащенные небольшим окошком, которое позволяет эффективно контролировать процесс обжига.

Современная печь для обжига керамики изготавливается из качественных материалов, отвечающих нормам безопасности. Материал отличается низким уровнем теплопроводности и высокой степенью огнеупорности. Кроме того, характерной особенностью таких агрегатов является небольшой вес, который достигается за счет использования качественного материала. Сегодня в магазинах очень сложно встретить оборудование, изготовленное из шамота, так как производство устройств из этого материала уже не практикуется.

Изготовление печи

Намного проще приобрести печь для обжига в специализированном магазине, чем тратить время на изучение информации по изготовлению ее своими руками. Однако у готовых очагов есть один большой недостаток – высокая цена, которую не каждый начинающий гончар может заплатить за профессиональное оборудование.

Основные элементы конфигурации гончарного очага – это камера, в которой происходит нагрев и теплоизоляция, которая обеспечивает сохранение жара в камере. По общепризнанному мнению лучшим материалом для теплоизоляции является обычный кирпич с высоким показателем огнеупорности. Для достижения лучшей эффективности, кирпич используют вместе с современными материалами, благодаря чему обеспечивается простота строительства и уменьшение толщины стенок оборудования.

Прежде чем приступить к строительству очага для обжига глины, следует определиться с расположением нагревательных элементов. Различают муфельные и камерные печи.

В муфельной печке нагревательный элемент располагается по кругу, обрамляя емкость, изготовленную из огнеупорных материалов. Электрическая печь для обжига такой конструкции довольно сложна для самостоятельного изготовления и отличается высокой степенью тепловых потерь.

Электрическая печь

Для того чтобы изготовить такое оборудования своими руками, необходимо приобрести профильную трубу для подставки всей конструкции. Самый оптимальный размер профиля – это 20х40 мм. Подставку нужно сварить, а затем прикрыть сверху стальным оцинкованным листом, толщиной около 1 мм. Для крепления листа используются обычные саморезы. Таким образом, получится надежная и устойчивая конструкция основания всей печи.

Электропечь для обжига глины своими руками

Стены устройства для обжига изготавливаются из огнеупорного кирпича, который отличается небольшим весом и простотой использования в строительстве. Такой кирпич можно приобрести в специализированном месте или изготовить самостоятельно. Для кладки используется особая огнеупорная смесь, которую применяют при строительстве каминов.

Электропечь для обжига сбор стенок

В начале формирования стенок следует выложить кирпич без использования смеси. Это позволит прикинуть объемы работы и, в случае необходимости, подогнать кирпичи поплотнее, или исправить места стыков. Одновременно с этим следует подготовить специальные отверстия (пазы) для установки нагревательных элементов печи.

Формирование и скрепление раствором дна из кирпича происходит отдельно от формирования стен.

Следующим шагом является изоляция основания будущей печи. Для этого используют огнеупорные маты, которые укладываются на подставку. Изоляцию следует предварительно вымочить в воде. Это позволит уложить маты максимально плотно.

Затем кладут стены печи. Здесь нет никаких хитростей, кирпич кладется обычным методом с тщательной проработкой швов во избежание образования пустот.

Крышка печи формируется отдельно. Для этого также используется кирпич, который удерживается с помощью обыкновенной металлической стяжки.

Нагревательный элемент

В печи подобной конструкции используется три нагревательных элемента. Эти спирали укладываются в заранее приготовленные отверстия, которые расположены на небольшом расстоянии друг от друга параллельно дну печи. Не стоит забывать о наружной теплоизоляции печи. Для этого также используются огнеупорные маты, которыми утепляется вся конструкция. После того как агрегат утеплен, его следует закрыть корпусом, выполненным из листа оцинкованной стали, вырезанной по форме печи.

На этом этапе печь для обжига керамики почти готова, осталось только закончить с электрической разводкой.

Дровяная печь

Такая конструкция, по общему мнению, является самой простой для изготовления своими руками в домашних условиях. Для начала следует подготовить землю для установки печи. Дровяной гончарный очаг требует много места, поэтому делать его лучше под открытым небом, например, во дворе.  Для начала, следует разровнять и утрамбовать землю. Для этого подойдет садовый инструмент, например грабли. Утрамбованная земля должна «отдохнуть» в течение суток для лучшей усадки грунта, после чего можно перейти к строительству печи.

Печь на дровах для обжига

Фундамент выкладывается из кирпича поверх утрамбованной земли. Сверху фундамента устанавливается корпус. Корпус устройства можно изготовить из старой жестяной бочки, а можно также выложить из кирпича. Бочка удобна тем, что в ней достаточно сделать отверстие для подкидывания дров, в то же время, строительство кирпичного корпуса требует временных затрат.

Отрезав турбиной отверстие для дров, и срезав дно бочки, можно переходить к следующему этапу строительства и устанавливать бочку на кирпичную подставку-фундамент будущего агрегата для обжига керамики. Внутреннюю часть бочки нужно обложить кирпичом. Кирпич укладывается изнутри вдоль стен бочки до самого верха.

В качестве крышки можно использовать ранее вырезанное дно от бочки.

Гончарный очаг, построенный из таких подручных материалов как бочка, прекрасно справляется со своими функциями, однако не отличается долговечностью. Такой вариант не подходит для частого обжига керамики или глины, или для обжига большой партии изделий.

Если есть возможность, лучше построить очаг из кирпича. Дровяная печь изготавливается по тому же принципу, что и электрическая. Также подготавливается основание, поверх которого кладутся кирпичные стены. Единственная разница заключается в необходимости строительства широкого дымоотвода. Конструкцию для отвода дыма располагают за печью и соединяют с агрегатом при помощи канала.

Труба дымоотвода должна быть не менее 500 см. в высоту. Такой размер трубы обеспечит максимально эффективную работу и безопасность всего агрегата. Конструкция трубы выкладывается из огнеупорного кирпича. Важным моментом является облицовка внутренней части дымоотвода. Для этого используют листовое железо особого огнеупорного сплава, которое характеризуется способностью выдерживать очень высокие температуры.

В дымоотводе необходимо сделать специальные смотровые отверстия, которые обрабатываются глиной и огнеупорным строительным раствором.

Как мы видим, построить очаг на дровах можно своими руками. Для строительства достаточно уметь класть кирпич.

poluchi-teplo.ru

Как обжигать керамику?

Чтобы правильно обжечь керамику, важно соблюдать температурный режим в печи. Обжиг проходит в три стадии:

  1. Испарение влаги. Изделия нагреваются до 250 °C и выстаиваются при такой температуре.
  2. Накаливание до 900 °C в закрытой печи. Происходит спекание глины.
  3. Постепенное остывание.

Печи для обжига должны не только развивать необходимую температуру, но и позволять её регулировать. Конструкция должна быть максимально простой, загрузка и выгрузка изделий — лёгкими.

Виды печей

Различаются по видам источников тепловой энергии:

  • Самый древний — дровяная печь. Мастера хранили секреты обжига и передавали их только своим ученикам. Сегодня обжиг дровами — большая редкость. На смену пришли технологичные виды.
  • Самый популярный — природный газ. С принудительным наддувом воздуха изделия легко нагреть до температуры выше 1500 °C. Газовое оборудование несложно изготовить своими руками, а газ можно приобрести в сжиженном виде в баллонах.
  • Самый высокотехнологичный — электричество. Внутри печи равномерно проложены электрические спирали, быстро и точно нагревающие камеру с изделиями. Такое оборудование сложнее изготовить, высокое напряжение требует соблюдения техники безопасности и правил электромонтажа.

фото 3

Фото 1. Электрическая небольшая печь для обжига керамики с равномерно выложенными спиралями внутри.

Дровяные: устройство и принцип работы

Для начинающего гончара — отличный вариант. Не требует больших материальных затрат на изготовление, а сухие дрова доступны повсюду. Дровяные печи бывают нескольких видов:

Земляные

Потомок древней технологии обжига в пламени костра. Над узкой ямой — топливником надстраивается из глины перекрыша, на которую укладываются изделия. Вокруг изделий возводится свод из кирпичей или полосок глины, вверху оставляется дымовое отверстие. Работает конструкция так: в топливнике сжигается древесный уголь, который даёт высокую температуру и не дымит.

Горячие газы без языков пламени проходят через камеру с изделиями, нагревая их, и выходят через отверстие вверху. Температура регулируется количеством угля и «задвижкой» на дымоходе. После остывания свод печки разбирают и достают готовые изделия.

Такая печка подойдёт для одноразовых работ, так как каждый раз приходится выкладывать её заново. Но, несмотря на трудоёмкость, вариант самый дешёвый — стоимость комплектующих равна нулю.

Кирпичные

Собираются из обожжённых глиняных кирпичей и огнеупорных шамотных. По принципу действия похожи на земляные. Состоят из топки с колосниковой решёткой, камеры для изделий и дымохода.

фото 4

Фото 2. Печь для обжига керамики из огнеупорного кирпича с дымоходом и топкой на улице, рядом с домом.

Отличие в том, что конструкция получается многоразовой и более эффективной. Изделия в камеру закладываются через разборную стенку или дверцу, печку можно топить дровами — пламя не достаёт до изделий.

Металлические с футеровкой

Благодаря использованию базальтовых и каолиновых утеплителей дровяная печь становится более жароустойчивой и эффективной. Состоит такая печь из топливника, на который установлена металлическая ёмкость.

фото 5

Фото 3. Печь для обжига керамики с ненагреваемым металлическим корпусом и футеровкой обладает жароустойчивыми свойствами.

Стены и крышка утеплены негорючим материалом, металлический каркас порой даже не нагревается. Жар от сжигания дров в топке поднимается вверх, нагревая изделия, а остывшие струйки воздуха опускаются и через подвёртку устремляются в дымоход. Эти печи значительно экономнее кирпичных, просты в изготовлении.

Минус — необходимость использования дорогостоящих утеплителей, плюс — долговечность и мобильность конструкции.

Газовая

Имеет ряд преимуществ:

  • Газ сгорает полностью, не содержит влаги.
  • Газовые горелки развивают высокую температуру.
  • Легко осуществляется регулирование температуры.

Газовый горн для обжига керамики делается с помощью разных технологий:

  • Муфельная. Муфель — отдельная герметичная камера, в которой нагревается керамика и позволяет получить фаянс и фарфор, так как заготовки не соприкасаются с горячими газами — продуктами горения.

Муфель помещается в камеру сгорания и языки пламени располагаются равномерно по всей площади.

  • Камерная. Отлично подходит для обжига обычной керамики. Изделия загружаются в утеплённую камеру, через которую проходят горячие газы. Горелка устанавливается ниже и отделена перегородкой. Распределение температуры происходит равномерно, охладившись газы выходят в специальное отверстие внизу камеры.

Строим печь для обжига керамики своими руками

Вид печи выбирается исходя из количества изделий, который предстоит обжечь. Если объем небольшой, делаем печь в 250–300 литров. Для более масштабной работы потребуется большая печь-горн, размером с небольшую комнату.

Инструменты

Чтобы построить небольшую печь для обжига, потребуются следующие инструменты:

  • Слесарный инструмент — для работы с металлом. Сварочный аппарат, набор гаечных ключей, напильники, углошлифовальная машинка (УШМ), дрель, молотки.
  • Для работы с шамотными кирпичами и керамикой — молоток каменщика, кельма, алмазный диск для УШМ.
  • Средства индивидуальной защиты. Респиратор, очки, перчатки и хлопчатобумажная плотная одежда — обязательный набор при работе с УШМ и минеральными ватами.

Порядок работ

Печь состоит из корпуса, горелки, перекрыши, утеплённой камеры, крышки.

Последовательность постройки:

  • Корпус. Выбираем прямоугольный металлический ящик, если в роли футеровки выступают шамотные кирпичи или металлическую бочку, если утепляем минеральной огнеупорной ватой.

В цилиндрической конструкции распределение тепла происходит равномернее. К корпусу привариваем ножки.

  • Укладываем на дно каркаса футеровку, ставим четыре керамических изолятора от линий электропередач или шамотные кирпичи на ребро — они послужат столбиками для перекрыши.
  • Футеруем стенки и крышу. Шамотный кирпич лучше уложить на мертельную глину. Используем каолиновую или базальтовую вату высокой плотности. Из листа ваты скручиваем цилиндр в несколько слоёв, чтобы избежать швов — мостиков теплопотери. Крепить к стенкам асбестовым шнуром и керамическими пуговицами. Края верха утеплителя заворачиваются наружу, это уплотнит и теплоизолирует стыки крышки и корпуса.
  • На столбики укладываем перекрышу.

При большом весе изделий применяем для перекрыши сухую кладку из шамотных кирпичей, при небольшом — керамогранитную плитку соответствующих размеров.

  • Устанавливаем горелку. Её можно приобрести в магазинах газового оборудования. Мощность лучше подобрать не меньше 2 киловатт (зависит от теплопотерь и объёма сооружения).
  • Сверлим внизу корпуса и футеровки отверстие для горелки. Пламя не должно прикасаться с изделиями, это главный принцип размещения сопла. При горизонтальной установке сопла облегчается регулировка и обслуживание.
  • Утепляем крышку конструкции. Для минимальных теплопотерь утепляем всю конструкцию снаружи.
  • В крышке оставляем отверстие для выхода продуктов сгорания и контроля процесса. Предусматриваем задвижку для регулирования температуры.
  • Для снятия данных о температуре внутри печи устанавливаем термопару электронного термометра.

Печь готова. Проводят пробный запуск. Если использовалась кладка шамотными кирпичами, то сначала печь просушивается в щадящем режиме.

Сложности при изготовлении

Обратить внимание:

  1. Безопасное подключение баллона к горелке. Газовый резиновый шланг не использовать вблизи раскалённой печки — используем металлический.

    Газовый баллон должен стоять на безопасном удалении и обязательно используем редуктор с обратным клапаном.

  2. Герметизируйте все щели при помощи глины, асбеста или базальтового шнура.
  3. Печь устанавливается вдали от легковоспламеняющихся предметов.
  4. При работе не прикасайтесь к элементам печи голыми руками.
  1. Выходное отверстие для сгоревших газов должно быть достаточного диаметра, иначе пламя будет «захлёбываться», регулировать его можно куском утеплителя.

Полезное видео

В видео представлен обзор самодельной печи и ее первое включение.

Что лучше: делать самому или купить

Самодельная печь для обжига керамики вполне может конкурировать с заводскими изделиями. Если подобрать горелки с разной мощностью, то, меняя интенсивность пламени, добиваются нужной температуры.

Заводские модели просчитываются инженерами, экономнее расходуют топливо, но для обжига в ремесленной мастерской вполне достаточно самодельной печки.

При наличии инструмента и времени домашний мастер недорого получит печь с необходимыми параметрами.

Добиться приемлемой температуры в 900 °C в такой печке вполне возможно. Её используют как для сушки изделий, так и для чернового обжига простой керамики.

Если стоит цель получить фаянс или фарфор, потребуется более высокая температура с точной регулировкой. Для этого самодельная печь не подойдёт, потребуется муфельная или электрическая заводского изготовления.

ogon.guru

Газовое оборудование

Газовая печь для обжига керамики хороша для регулярного изготовления небольших серий изделий из глины. Предельный температурный диапазон – 1100-1300 градусов. Способна функционировать на природном газе и пропане.

Гончарная печь
Рисунок 4. Газовый агрегат

Существуют фронтальные и вертикальные конфигурации. Горелка может размещаться как внутри, так и снаружи. В первом случае имеет место электрозажигание, а при наружном исполнении элемент располагается около камеры, а тепло «поддувается» через спецотверстие. Одной отдельностоящей горелки хватает для обслуживания нескольких печей.

Базовая комплектация включает в себя такие элементы:

  • газовые трубопроводы (для подачи/отвода);
  • горелка;
  • система дублирования работы теплоносителя.

Среди достоинств устройств такого типа:

  • относительно невысокая стоимость;
  • небольшие эксплуатационные расходы;
  • равномерное распределение тепла;
  • высокая скорость нагрева (при внутренней горелке нагрев происходит быстрей);
  • возможность комплектации автоматикой;
  • безопасность.

Электрооборудование

Устройства могут иметь различную конфигурацию, но обычно под электропечами понимают камерные агрегаты с фронтальной загрузкой.

Гончарная печь
Рисунок 5. Электрооборудование для обжига керамики

Усреднённые характеристики оборудования:

  • металлическая база;
  • футеровка (защитная внутренняя облицовка) из огнестойкого кирпича и материалов волокнистого типа;
  • поддоны для загрузки тоже выполнены из огнестойких материалов;
  • спиральные нагреватели располагаются внутри камеры (в пазах);
  • конструкция предполагает автоматическое отключение электронагревательных элементов при открывании камерной дверцы;
  • предельная температура – 1200-1400 градусов; максимума хватает для керамики большинства типов;
  • высокая скорость нагрева; параметр достигается благодаря хорошей термоаккумуляции футеровки;
  • относительно небольшие размеры; такие устройства можно разместить даже в небольшой мастерской.

Минус электропечей – необходимость оплачивать немалые счета за электричество.

Твердотопливные печи

В отличие от двух предыдущих, для этой вариации характерно кустарное производство. Дровяная печь для обжига глины – прародительница современных аппаратов. Даже сейчас, когда нет недостатка в продвинутых моделях, многие гончары не отказываются от традиционных конструкций. Для специалиста работа с огнём – не просто ремесленничество, но ещё и большое удовольствие.

Гончарная печь
Рисунок 6. Дровяная печь для керамического обжига

Обычно подобное оборудование делают из кирпича. Иногда роль обжиговой печи играет железная бочка. Кирпичный вариант предпочтительней по многим причинам, среди которых высокая мощность, безопасность, надёжность, большой срок службы.

В любом случае для дровяной печи необходим фундамент. Основу делают не ранее чем через день после устройства ямы и тщательной трамбовки дна.

Кирпичные печи обычно делают двурядными. Наружный ряд кирпичей способствует более комфортной работе – о него не обжечься. В качестве дымоотвода – труба. Чем шире и выше последняя, тем эффективней отвод отработки и безопасней обжиг.

Гончарная печь на дровах не отличается высоким КПД. Поэтому те, кто стремится не только к соблюдению традиций, но и к большей продуктивности, выбирают другие варианты. Но для владельца частного дома это неплохое решение. Особенно, если учитывать стоимость современного оборудования. Хотя и более технологичные устройства можно изготовить своими силами.

На что обращать внимание при выборе печи?

Муфельные агрегаты больше подойдут для керамистов-любителей. Для профи, занятых более-менее масштабной деятельностью, оптимальный вариант – камерное оборудование. Выбирая аппарат, нужно опираться:

  • на объём суточного обжига;
  • габариты изделий;
  • требования к электропроводке (некоторые агрегаты рассчитаны на три фазы).

Важен и формат загрузки керамики. Отталкиваться нужно от собственных предпочтений и финансовых возможностей. Вертикальнозагрузочное оборудование оценят специалисты с ограниченным бюджетом. При этом результат в «дешёвом» случае не хуже, чем в ином. Степень комфорта обзора изделий – сверху – зависит от индивидуальных особенностей.

Гончарная печь
Рисунок 7. Дровяное оборудование с вертикальной загрузкой

При горизонтальной загрузке не так просто оценивать дистанцию между изделиями, но зато имеет место отличный обзор ярусов. Чтобы получить возможность 360-градусного обзора обрабатываемой керамики, следует приобретать печи колпакового типа. Оно же и наиболее дорогое.

Стоимость бюджетных, «домашних», моделей стартует с 30 000 р. Нижняя ценовая планка профессиональных вариантов – около 100 000 р. Цена мощных, производительных печей доходит до полумиллиона рублей.

Гончарная печь
Рисунок 8. Печная камера с раскалённой керамикой

Заключение

Рынок и технологии предков предлагают богатство решений. Гончары имеют возможность тонко «настраивать» критерии выбора, опираясь на персональные задачи. В прошлом каждый гончар должен был уметь самостоятельно изготовить кирпичную печь или горн (печь открытого типа на наружной площадке). Сегодня в этом необходимости нет – на смену ей пришло альтернативное разнообразие.

znatoktepla.ru

Классификация гончарных печей

Печи для обжига глины и керамики, прежде всего, подразделяют по температурному режиму. Самые мощные из них работают в диапазоне от 1400 до 2000 градусов. Ко второй категории относят модели, рабочая температура которых составляет 900-1400 градусов. Оборудование, работающее в среднем температурном режиме, обеспечивает нагрев от 400 до 900 градусов. Низкотемпературные модели могут разогреваться не выше 500 градусов. Максимально функциональной, безусловно, окажется печь с возможностью регулировки температуры.

В зависимости от используемого топлива, гончарные очаги могут быть дровяными, газовыми и электрическими. Современная промышленность выпускает приборы, работающие на газе и от электросети, варианты на дровах можно встретить редко и только кустарного производства. Температура горения дерева не позволяет получить мощное высокотемпературное оборудование.

Мощность печного оборудования – один из главных критериев выбора. Для небольшого домашнего очага объемом до 50 литров необходимо 100 Вт на каждый литр. Если камера имеет размер от 100 до 500 литров, достаточно мощности 50-70 Вт на литр.

По форме печи для обжига могут быть колпаковыми, трубчатыми с вертикальной загрузкой или камерными с горизонтальной загрузкой. Круглые печи равномерно распределяют жар, а колпаковые и камерные более удобны для серийного обжига и работы с крупными изделиями. Начинающим мастерам рекомендуется обратить внимание на модели со смотровым окошком, позволяющим визуально контролировать процесс.

В качестве материла для изготовления гончарного оборудования используют огнеупорное сырье нового поколения, имеющее легкий вес и низкую теплопроводность. Тяжелое и массивное оборудование из шамота практически не выпускают.

Как построить гончарную печь своими руками

Профессиональные устройства – дорогое удовольствие, поэтому практичные мастера предпочитают делать печи для обжига глины своими руками, следуя вековым традициям гончарного дела.

Особенности конструкции электрической печи

Конструкция электропечи состоит из нагревательной камеры и теплоизоляции, обеспечивающей сохранение температуры. Идеальный аккумулятор тепла – огнеупорный кирпич, который мастера 21 века дополнительно утепляют современными материалами, существенно сокращая толщину стенок и упрощая строительство.

По типу расположения нагревательного элемента электропечи бывают муфельными и камерными. Строение муфельной печи подразумевает расположение нагревательного элемента вокруг емкости из огнеупорного материала – такую конструкцию сделать самостоятельно сложнее, а ее теплопотери выше, чем в камерной.

Кирпичная электропечь для обжига глиняных изделий

Эта самодельная печь для обжига глины имеет рабочий объем 13 литров. Открытая спираль позволяет разогреть камеру до 1000 градусов за полтора часа. При этом температура внешних стенок оборудования не превышает ста градусов.

Подставку для агрегата сваривают из профильной трубы 20*40 мм и покрывают эмалью.

Сверху крепят лист из оцинкованной стали толщиной 1 мм, прикручивая его саморезами.

Для стенок потребуется легкий огнеупорный кирпич – это может быть готовый шамотный кирпич или изготовленный собственными силами. Для кладки нужна хорошая огнеупорная смесь для каминов. Сначала форму очага выкладывают насухо, чтобы в случае необходимости подогнать детали и устранить нестыковки. Это можно сделать на столе, чтобы было нагляднее и удобнее работать. На этом же этапе готовят пазы под нагреватель.

Кирпичное дно собирают отдельно, скрепляя детали раствором. Прежде чем продолжать работы, конструкция должна хорошо высохнуть. Перед кладкой кирпичи обязательно вымачивают, чтобы они не забирали влагу из раствора.

На металлическое основание укладывают слой теплоизоляции, для этой цели подойдут огнеупорные маты из керамического волокна. Чтобы максимально уплотнить слой теплоизоляции, ее смачивают перед креплением кирпичного дна.

Далее печь кладут как обычно, но очень тщательно заполоняя швы и возможные пустоты.

Крышку для камеры формируют из огнеупорных кирпичей, скрепляя конструкцию металлической стяжкой.

Нагревательную спираль, а здесь их три, укладывают в подготовленные пазы. Снаружи агрегат утепляют огнеупорными матами, после чего закрывают корпусом из оцинкованной стали, вырезанным по размеру полученного изделия.

Строительство этой печи требует не только навыков кирпичной кладки, но и знаний в области электрики. Если собственного опыта недостаточно, лучше обратиться к специалисту за полной или частичной помощью.

teploguru.ru


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.