Изразцовые печи


Русские поговорки и пословицы полны упоминаниями печи, да в каком контексте: «Танцевать от печки», «Догадлив крестьянин — на печи избу поставил», «Добра та речь, что в избе есть печь», «в октябре с солнцем распрощайся, ближе к печке подбирайся», «без печки холодно, без хлеба голодно». Печь не только отапливала, на ней готовили, в ней мылись, на ней лечились и любили — она была центром дома и его хранителем. Это, впрочем, неудивительно, поскольку климат России никогда не отличался мягкостью и наличие хорошей теплой печи было залогом выживания семьи в суровые зимы. Печи поклонялись и придавали ей сакральный смысл, как проводнику огня — главного языческого божества русичей. Нередко ее очеловечивали, наделяя способностью разговаривать, как например в народной сказке «гуси-Лебеди» и в более поздние времена, в частности, во вполне современном мультфильме «Вовка в тридевятом царстве».  О духовой печи в народе говорили: «Печка кормит, печка греет, печка — мать родная».


Устройство русской печи предполагало не только очаг  для приготовления пищи, но и лежанку, чтобы спать в тепле. В этом главное отличие русских печей от европейских и средиземноморских. Европейская печь была в первую очередь частью системы отопления и элементом декора помещения. Средиземноморские печи использовались, в основном, для приготовления пищи. А вот, русская печь была «много в одном»: плита, спальня, отопительный прибор, баня, элемент декора и главное жилище домашнего божества и покровителя семьи — домового. Неполные аналоги русской печи есть только в Скандинавии, где климат сходен с российским, поэтому и традиционный уклад был похож.

С VIII по XIII века в Северной Руси преобладали печи-камени, сложенные из крупных камней без использования скрепляющего раствора. Камни были настолько хорошо подобраны, что герметично примыкали друг к другу. Топились такие печи «по черному», что имело свои плюсы в плане дезинфекции жилища:  горячий дым «прожаривал» стены и потолок в избе, которая высушивалась и дезинфицировалась, что было немаловажно для борьбы с инфекциями и насекомыми.  

Только к XV веку появились первые дымоходы, которые к началу XVII века стали изготавливаться из огнеупорного кирпича и вся конструкция приобрела тот вид, который мы сейчас называем «русская печь». 

И коль скоро русичи в печи вкладывали сакральный смысл, то и украшениям для них придавалось большое значение. Печь, как центр дома, или просто довольно большое сооружение нуждалась в украшении.


Ранние печи украшались терракотовыми и поливными изразцами, часто печь собирали из самонесущих изразцов и в конце-концов появилось понятие «изразцовая печь», предполагающая, что изразцы являются основным строительным материалом такой печи. 
XVII век стал пиком изразцового искусства в России. Подробнее об этом мы писали в нашей статье «История русского изразца — от крещения Руси до Серебряного века».

Множество разноцветных и поливных изразцов украшало русские печи. Большой коллекцией изразцовых русских печей обладает Московский Кремль. Очень интересные изразцовые печи установлены в Новодевичьем монастыре, в Троице-Сергиевой Лавре. В общем, их уцелело немало в разной степени сохранности, во многом благодаря подвижничеству музейных сотрудников и реставраторов. Одна из самых больших коллекций русских изразцовых печей находится в Коломенском, где реставраторами МГОМЗ были произведены очень качественные реконструкции. Эти печи стали символом и красочным памятником Руси боярской — эпохи, сгинувшей в Петровские времена. 

Кардинальным изменениям русская печь подверглась в начале XVIII века с указом Петра, запрещавшим строительство курных (топившихся «по черному») пожароопасных печей, что было очень своевременно, поскольку города горели и пожары наносили большой ущерб. Тогда же был издан первый регламент по строительству печей в жилых домах и промышленному изготовлению кирпича, изразцов и других печных элементов. В этот же период по повелению Петра было запущено производство новых для России «голландских» изразцов — белых «кафлей» с росписью кобальтом. Приказ Петра звучал: «делать немедленно шведским манером печных изразцов гладких белых, а по ним травы синею краскою».


К середине XVIII века Россия производила самое большое число изразцов в Европе. А к концу века были заложены научные основы конструирования печей. Архитекторами, разработавшими наиболее энергоэффективные конструкции  систем печного отопления были Николай Александрович Львов со своей работой «Русская пиростатика» и Иван Иванович Свиязев со своей работой «Теоретические основы печного искусства», в которой он опубликовал методику расчета размеров дымоходов и сечений газовых каналов. Эти архитекторы теоретически обосновали приемы  проектирования систем печного отопления, а также изобрели свои оригинальные топливники и печи. Профессор Сильвиуш Болеславович Лукашевич опубликовал «Курс отопления и вентиляции», где в разделе по печному отоплению изложил теорию расчета отопительных печей.

Производство белых кафлей и изменение способа вывода дыма повлекли за собой преобразования в строении городских печей. Такие, чисто отопительные толстостенные печи стали называть «голландками», что не совсем правильно, поскольку они появились впервые именно в России, а уже отсюда попали в Европу. Как бы то ни было, печи-голландки получили большое распространение в городах во многом, благодаря своей тепловой эффективности. Установленные в каждой комнате дома или квартиры, соединенные между собой сложной системой теплотрасс, они стали прекрасным источником отопления довольно больших помещений. В частности, такие печи были установлены в Большом Екатерининском Дворце. О печах Большого Екатерининского дворца стоит рассказать отдельно, поскольку, как и московские изразцовые печи конца XVII века, они символизируют собой целую эпоху.


Идеи создания в России империи, не уступающей по своему влиянию и блеску крупнейшим европейским империям витали в воздухе всегда. Этой идее отвечал Санкт-Петербург, который, кроме «окна в Европу», стал первым полностью спланированным «европейским» городом России. Многочисленные дворцы, возведенные Петром и его потомками в Санкт-Петербурге превзошли своим блеском европейские, а дворцово-парковые ансамбли Петергофа не уступают знаменитому французскому Версалю по своей красоте. 

Основной расцвет искусств, вызванный роскошью господствующего тогда класса дворян, пришелся на правление Елизаветы Петровны. Этот период русского искусства даже получил свое название — Елизаветинское барокко. Главным представителем направления стал архитектор Ф. Б. Растрелли, по имени которого иногда называют и сам елизаветинский стиль  — растреллиевское барокко.

Елизаветинское барокко, в отличие от предшествующего ему петровского барокко, учитывал достижения русского искусства, сохранив в  своих силуэтах традиции православной храмовой архитектуры. Царскосельские и петергофские постройки Растрелли стали закономерным результатом того, что происходило здесь до него.
о творчество полностью подчинялось вкусам императрицы, любившей блеск, веселье и роскошь.  
Эпоха Елизаветы стала исключительно цельным периодом яркого проявления идеалов рококо. Прикладное искусство, архитектура и живопись достигли мастерства высочайшей степени и были применены в множестве построенных и реконструированных дворцов.

«Елизавета Петровна обновила все постройки и довела дворец до такой степени совершенства, что он смело мог соперничать, в особенности своими фонтанами, с Версалью и Марли».

Большой интерес представляют изразцовые печи XVIII века, коих немало в Екатерининском дворце. К моменту возведения этих печей, в России уже давно работали кирпичные заводы, производящие «кафли». В месте расположения заводов в Стрельне были залежи хорошей глины. К 1722 году в печах Стрельны обжигалось до 3,5 млн. кирпичей в год. На стрельнинском Гончарном дворе изготавливали посуду, утварь и изразцы, политые белой эмалью и расписанные синими красками. Сюжеты были все те же, голландские — мельницы, корабли, пейзажи, каналы и другие. Подробнее о делфтском стиле вы можете прочитать в нашей статье о голландских изразцах.

В голландском стиле выполнены изразцы печей Большого Екатерининского дворца в Царском селе — сюжетные картины в бело-синей гамме, заключенные в орнаментальные живописные рамки. В этом ключе выполнены печи Кавалерской столовой, Буфетной, Китайской гостиной и многих других помещений Большого дворца.


На контрасте с перечисленными помещениями выполнена Белая столовая — в ней полная монохромность и матовые текстуры. Белая столовая была перестроена в 1774 году архитектором Ю. М. Фельтеном, сторонником классицизма. Помещение решено в строгих канонах классицизма и в его интерьерах имеются изящные круглые изразцовые печи, российского производства, облицованные белыми поливными изразцами с рельефными панно «Музыка» и «Живопись». 

Несмотря на серьезные разрушения во время блокады Ленинграда в период Второй мировой войны, дворцы Царского села и Петергофа до сих пор являются собранием выдающихся произведений искусства, а также красноречивым свидетелем подвига советских реставраторов, участвовавших в их восстановлении. 

Секрет изготовления изразцов с подглазурной живописью был утерян, и послевоенным реставраторам пришлось его возрождать. Основная заслуга в этом принадлежала архитектору А. Э. Гессену, по инициативе которого и были успешно реализованы работы по изготовлению изразцов. Гессеном  была решена проблема полного восстановления изразцовых плиток в интерьерах Летнего дворца Петра Первого, в Монплезире и в Марли в Петергофе. 

Довольно долго печь была основным источником тепла в русских домах и городских квартирах. Только в конце XIX — начале XX века, с изобретением парового отопления, их стали заменять.
ктически, в наши дни печи для отопления устанавливают только в частных домах и при условии отсутствия магистрального газа, позволяющего смонтировать газовый котел и водяное отопление. Чаще в доме устанавливают камин — для сибаритской медитации на огонь и как, своего рода, признак достатка. Тем не менее, спрос на печи есть и он достаточно устойчив. Часто заказчики ограничиваются обычной кирпичной печью, что обусловлено не только ее более низкой стоимостью, но и определенным вкусом современников с их приверженностью стилю «шале» в интерьере.

Изразцовые печи стали возвращаться в обиход только последние 10-12 лет. На рынке не так много компаний, способных изготовить изразцовую облицовку для печи. К тому же, у современных заказчиков практически отсутствует потребность в самонесущих изразцах и печах, полностью сложенных из них. Поэтому сейчас скорее речь идет об изготовлении архитектурной керамики и изразцовой плитки. Хотя иногда появляются заказы на настоящие изразцы с румпой.

Современные российские предприятия по изготовлению изразцов относятся к нескольким типам — мастерские с определенным ассортиментом форм и проектов, которые подгоняются под размеры печи или камина заказчика; мастерские, изготавливающие индивидуальные облицовки по эскизам заказчика или создающие новые эскизы; художественные мастерские, изготавливающие  авторские работы; и керамисты-частники.

В любой из перечисленных мастерских заказчик получает объект с высокой степенью уникальности, поскольку полностью идентичных изразцов не бывает и даже в рамках одного комплекта каждый изразец будет отличаться от другого.
зница между мастерскими не слишком существенна и состоит только в ценах и художественной составляющей, а это, в первую очередь, вопрос образования и вкуса художников и заказчика. В любом случае, на рынке сейчас можно найти изразцовые печи и камины на любой вкус. Приведем пример нескольких российских мастерских.

Одна из самых крупных в России, компания «Паллада» из Санкт-Петербурга основана художниками-реставраторами Андреем Роденковым и Константином Лихолатом. Компания имеет в своей базе огромное количество восстановленных антикварных форм изразцов Северо-Западного региона. Подробнее об этом мы писали в нашей статье «Финские печи — изразцовое богатство Северо-запада».

Московская компания, созданная на базе реставрационных мастерских Андреевского монастыря и также имеющая большое количество восстановленных при реставрациях исторических форм изразцов — это «Керамическая мастерская Сергея Лебедева». Очень интересны работы компании «Изразцовые печи» в Кимрах, основанной Александром Чернышевым. Это довольно крупное предприятие, специализирующееся, как ясно из названия, на изготовлении печных изразцов из шамота.

Мастерские меньшего размера, но столь же отменного качества изготовления архитектурной керамики и изразцов, образованные художниками-керамистами это, например, «Студия архитектурной керамики Юрия Осинина» в Санкт-Петербурге, в которой создаются работы с необычайно точным рельефом, тонкой живописью и изумительными по своей красоте глазурными покрытиями.


Компания «АртБазл» — мастерские монументальной живописи и архитектурной керамики — еще одно предприятие из Санкт-Петербурга, принадлежащее художникам-керамистам Андрею Беляеву и Ларисе Захаровой. Керамические камины этих художников очень сложны и необыкновенно красивы. 

Сказочно хороши работы семейной мастерской «Лев и Сирин» из Звенигорода, образованной потомственными керамистами Куприяновыми. Это — полностью авторская керамика, имеющая собственное лицо, стиль и характер.

Мы перечислили далеко не все существующие в России керамические мастерские, однако, работы упомянутых производств и художников притягивают к себе, волнуют душу и радуют глаз, что позволяет ставить их в один ряд с лучшими произведениями крупных мастеров прошлого. 

Источник: www.russian-mayolica.ru

Чем хороши кафельные печи?

Камины, отделанные кафелем, имеют хороший коэффициент энергосбережения и не требуют частой топки. Сам кафель благодаря своей структуре участвует в процессе отопления, аккумулируя, медленно и равномерно отдавая тепло. Огнеупорный кирпич печи накапливает теплоту и передает ее кафелю, а он, в свою очередь, нагревает воздух в комнате. Важнейшим преимуществом, которым обладают кафельные печи, является теплоотдача, продолжающаяся целый день. При этом каждый их квадратный метр отдает тепла на 0,25-0,3 кВт больше, чем какой-либо другой тип отопительных приборов. Вес печей небольшой, благодаря чему не понадобится сооружения для них отдельного фундамента.


Изразцовая печь: традиция, не теряющая актуальности!

Правильно сложенные печи из кафеля всегда служат многим поколениям жильцов дома, не требуя особого ухода.

Весь уход за изразцовыми печами состоит только в протирании пыли.

Поскольку кафель с древних времен и по сей день является продуктом исключительно ручной работы, изразцовые печи и камины считаются эксклюзивным центральным элементом интерьера дома. Широкий выбор типов, размеров, цветов и узоров позволит реализовать даже самые замысловатые дизайнерские идеи.

Кстати, ученые опытно-исследовательского института, находящегося в Австрии, доказали, что тепло, которое отдают кафельные печи, для человека является наиболее комфортным в сравнении с другими типами отопления. Пульс вблизи их ниже, чем возле других отопительных приборов, благодаря чему человек быстрее восстанавливает силы и отходит от повседневного стресса.

Особенности изготовления и свойства изразцов

Изразцовая печь: традиция, не теряющая актуальности!

Изразцовая плитка изначально была создана для облицовки печей и являлась традиционным отделочным материалом в Киевской Руси. Изразцовые плитки изготавливают из специальных сортов глины и обжигают. От других видов керамических облицовочных материалов они отличаются формой. Полая часть изразца для лучшего сбережения тепла заполняется кирпичом, камнем или гранитом и глиняным раствором. Этот прием существенно повышает его энергосберегающие характеристики, а изразцовые камины и печи являются экологически чистыми и полезными для здоровья человека.

Благодаря технологии укладки изразец является наиболее надежным материалом из всех, которыми облицовывают печки и камины.

С тыльной стороны изразцов есть специальный квадратный выступ — румпа, в которой сделаны отверстия для проволоки. Соединение плиток между собой и с кирпичной кладкой производят, заводя проволоку в швы. Для большей надежности используют еще и крабли — П-образные скобы, которыми стягивают румпы.

Изразцовая печь: традиция, не теряющая актуальности!

Коэффициент термического расширения кафеля и кирпича почти одинаков, ведь оба материала сделаны из одного сырья — глины. Кроме того, при кладке в качестве связывающего звена используется глиняный раствор. При нагреве все части в печах расширяются практически одновременно, а крепление из проволоки и скоб надежно связывает кафель.

Сегодня изразцы — это не только глянцевая плитка с цветочным или геометрическим узором. Производители предлагают кафельную плитку разнообразных форм, размеров, стилей и видов покрытия. Некоторыми даже специально разработано покрытие, имитирующее эффект старения, матовую поверхность и т.д. Изразцы, которыми облицовывают камины, можно также сделать на заказ. При этом они идеально впишутся в интерьер дома.

Каждая серия изразцов представлена рядовой плиткой размерами 220×220 мм, половинками 110×220 мм и угловыми элементами. К ним выпускаются элементы карнизов — рядовые и угловые, а также полочные угловые плитки — 90 мм и 135 мм, рядовые полочные (столы). Любые другие элементы могут быть изготовлены под заказ.

Секреты кладки кафельных каминов и печей

Изразцовая печь: традиция, не теряющая актуальности!

В отличие от обычной печки, особенностью процесса кладки кафельной является установка в первую очередь самих изразцов, только потом — крепление к ним кирпичного корпуса.

Кафельные печи возводят в несколько этапов, одновременно облицовывая их изразцами. Поэтому такая кладка является достаточно сложной и трудоемкой, доверить ее можно только хорошим специалистам.

В отличие от других материалов, отделка кафелем выполняется параллельно с кладкой. Она достаточно сложна и трудоемка. Поэтому доверять такую работу надо только мастерам, владеющим всеми секретами этого старинного искусства.

Изразцы, которыми облицовывают печи и камины, являются нестандартными штучными изделиями. Поэтому первым этапом работ всегда является их сортировка по цвету и выбраковка плиток с дефектами глазури или трещинами. В идеале выбраковку необходимо сделать еще перед покупкой, но если есть уже приобретенный кафель, то более темными плитками выкладывают нижние ряды, а теми, на которых есть маленькие дефекты, малозаметные места.

Вторым этапом является подгонка по размеру изразцов путем их обработки болгаркой и шлифовки бортиков. Сначала обрабатывают первый образец, который в последующем используют как эталон, подгоняя под него остальные. При подгонке сначала аккуратно подрезают заднюю кромку, а потом — глазурованную переднюю, чтобы при укладке глазурь соседних изразцов не соприкасалась. Перед кладкой для лучшего сцепления с раствором их замачивают в воде.

Если печка кладется одновременно с монтажом изразцов, используют шамотно-глиняный раствор. Если же кафельными плитками облицовывается готовая печка, то лучше использовать специальный клей Profix.

Начинают возведение печей и каминов с укладки изразцов. Затем к их первому ряду прикрепляют кирпичи. Для того чтобы проверить размещение изразцов по вертикали и горизонтали, специалисты рекомендуют вначале уложить стенку из кафеля без раствора. После проверки ее можно разобрать и начинать укладку на раствор с углов. Порядок облицовки кафелем одновременно с кирпичной кладкой показан на фото: 1 — кладка из кирпичей; 2 — кафель; 3 — румпа; 4 — штыри; 5 — скобы; 6 — вязка рядов проволокой; 7 — петли крепления.

Изразцовая печь: традиция, не теряющая актуальности!

Румпу наполовину заполняют камнями, галькой или гранитом и глиняным раствором. Раствор наносят на уровне с бортами и прижимают к кафелю кирпич. Кафель скрепляют проволокой, когда кирпичная кладка дойдет до высоты его ряда. Проволоку проводят через загнутые части костылей крепления. Затем проволоку выводят в кладку. В вертикальных рядах плитки устанавливают вплотную и скрепляют с помощью стальных скоб. Чтобы при усадке кирпичной основы кафель оседал вместе с ней, толщина швов между горизонтальными рядами плиток должна быть не меньше 3 мм.

По завершении кладки швы на печах прочищают шилом и смывают с изразцов остатки раствора. Швы заполняют гипсовым тестом. Сохнет изразцовая печь после кладки 2-3 недели. Только после этого ее можно начинать топить.

Подведение итогов

На сегодняшний день изразцовые печи и камины стали синонимом хорошего вкуса хозяев дома. Кафельная печь в доме — для тех, кто перерос товары массового спроса и предпочитает изысканность и практичность классики.

Благодаря большой аккумулирующей тепло керамической массе искусно сложенная изразцовая печь дает возможность наслаждаться уютным мягким теплом достаточно длительное время. С такой печкой никогда не придется возвращаться с работы в холодный дом. опубликовано econet.ru 

Источник: econet.ru

Что следует учесть, прежде чем купить изразцовую печь?

Следует учесть их конструктивные особенности. При классической схеме, которая использовалась столетиями, основным материалом при создании изразцовых печей и каминов выступает полнотелый кирпич. Он хорошо нагревается и долго держит тепло. Однако очевидно, что такая конструкция отличается большим весом, который зачастую превышает тонну! Соответственно, обязательно нужен солидный фундамент. Далеко не каждый дом или здание имеет несущие конструкции, способные выдерживать подобную нагрузку. В наши дни инженеры-теплотехники нашли эффективное и изящное решение, которое избавляет нас от описанных выше сложностей. Это модульные изразцовые печи-камины, которые обладают следующими основными достоинствами:

  • — относительно небольшим весом
  • — простотой монтажа
  • — отсутствием необходимости сооружения мощного фундамента
  • — небольшой ценой.

Современные керамические модульные отопительные конструкции представляют собой чугунную дровяную топку закрытого типа, оснащенную стеклянной дверцей. А великолепие внешнему виду этих изделий придает облицовка высококачественными расписными изразцами. Итак, прежде чем изразцовые печи купить, необходимо решить вопрос, какую схему вы выбираете – классическую или модульную. Хотя второй вариант выигрывает и по цене, и по значительно большей сфере применения, многие владельцы домов остаются приверженцами классики.

Источник: www.stroy-kamin.ru


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.